Фантазия-соната "По прочтению Данте" и Данте-симфония в исполнении Д. Баренбойма и Берлинской филармонии.
В конце тридцатых годов XIX века Лист посещает Италию. Он восхищается живописной природой южного края, но больше всего его интересуют шедевры искусства. Своему другу Берлиозу он пишет: "Рафаэль и Микеланджело помогают мне лучше понять Моцарта и Бетховена, Джовани Пизано и Фра Беато объясняют мне Аллегри, Марчелло, Палестрину. В Тициане и Россини я вижу две звезды, светящиеся одинаковым светом. Колизей и Кампосанто родственны "Реквиему" и "Героической симфонии". Данте нашел свое живописное выражение в Орканье и Микеланджело и, быть может, найдет свое музыкальное выражение в Бетховене будущего".
Образ Данте и его "Божественной комедии", которую Лист внимательно изучал, вдохновили композитора на создание двух шедевров: монументальной фортепианной пьесы и грандиозной симфонии для большого оркестра с солистом и хором.
Фантазия-соната "По прочтения Данте" была сочинена в
1837-1838 гг. Но в 1849 году произведение было коренным образом переработано и впервые издано лишь в 1858 году.
Данте-симфония посвящена Р. Вагнеру. 8 июля 1856 году, когда сочинение было окончательно завершено, Лист написал ему: "Подобно тому, как Вергилий вел Данте, так и ты ввел меня в таинственные области мира, пронизанных жизнью звуков. Из глубины души я взываю к тебе:" Ты мой учитель, мой пример любимый!" И тебе посвящаю я это произведение! Прими этот знак преклонения от друга, дружба которого никогда тебе не изменит".